30 сентября 2011

Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет, корпорация Intel и группа компаний РСК осуществили в средней школе №67 г. Челябинска первое внедрение облачных технологий в школьный образовательный процесс

Челябинск, 30 сентября 2011 г. Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), корпорация Intel и группа компаний РСК объявили о реализации в средней образовательной школе №67 г. Челябинска совместного проекта внедрения инновационной образовательной платформы «Персональный виртуальный компьютер» (ПВК) на базе облачных вычислений. Проект реализуется группой компаний РСК, ЮУрГУ и корпорацией Intel, выступившей в качестве его инициатора. Это первый в России и СНГ пример начала полномасштабного внедрения платформы на базе облачных вычислений в систему среднего общего образования. В рамках презентации проекта в средней школе №67 г. Челябинска были проведены два открытых урока – в 4-м и 10-м классах, на которых учащиеся использовали ПВК для выполнения заданий.

«Реализация данного проекта на практике демонстрирует переход образовательных учреждений Челябинской области на новые принципы преподавания и организацию инновационного процесса обучения. Повышение качества среднего общего образования невозможно без использования самых современных информационных технологий, к которым, безусловно, относятся облачные вычисления. Не менее важна и экономическая составляющая. Внедрение в образовательный процесс платформы «Персональный виртуальный компьютер» на базе технологии облачных вычислений позволит сократить затраты на лицензионное программное обеспечение путем создания функционально эквивалентных образовательных сервисов на базе программ с открытым кодом», — отметил Александр Кузнецов, министр образования и науки Челябинской области.

Выбор средней школы №67 для реализации данного проекта не случаен. Впервые школа распахнула свои двери ученикам 1 сентября 1960 г., а в сентябре 2009 года это учебное заведение получило официальный статус школы при ЮУрГУ. Тем самым на ее примере был создан новый тип среднего общеобразовательного учреждения, получающего большую поддержку в организации процесса обучения от национального исследовательского университета. Сейчас в школе №67 есть все условия для всестороннего развития личности, широко развернута внеурочная деятельность учащихся. В 8-10 классах организовано профильное обучение (социально-лингвистическое, физико-математическое, информационно-технологическое). Школа работает в режиме общеобразовательного учреждения полного дня: организована работа групп продленного дня, кружков и секций дополнительного образования, результативно строится работа факультативных, групповых и индивидуальных занятий.

 «Я уверена, что применение образовательной платформы ПВК поможет нашей школе заметно повысить эффективность процесса обучения, сделав его максимально интересным и полезным для наших учеников, а также раскроет перед ними новые интерактивные возможности для развития творческих навыков и получения опыта работы с той же образовательной платформой, которую им предстоит использовать в высшей школе, — считает Светлана Веретенникова, директор средней школы №67 г. Челябинска. – Помимо многих других преимуществ платформа ПВК позволяет нам выработать стратегию и тактику постепенного перехода на использование ПО с открытым кодом в школе. Это существенно снизит затраты на лицензионные отчисления, а применение технологии облачных вычислений, на которой основан принцип работы ПВК, позволяют скрыть все сложности поддержки и развертывания этих продуктов «внутри облака», исключая необходимость тотального переобучения наших преподавателей».

«Применение инновационной образовательной платформы «Персональный виртуальный компьютер», созданной на базе облачных вычислений, позволяет уйти от традиционного понятия «компьютерный класс». Теперь в любой аудитории можно организовать современный и максимально эффективный учебный процесс, используя ноутбуки и беспроводную сеть. Технология облачных вычислений и реализованная на ее основе образовательная платформа позволяют максимально эффективно использовать имеющиеся у учебного заведения программно-аппаратные ресурсы, а студенты и школьники получают возможность применять на практике самые современные компьютерные технологии на каждом занятии», — говорит Леонид Соколинский, декан факультета Вычислительной математики и информатики (ВМИ) и руководитель Лаборатории суперкомпьютерного моделирования Национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета, являющийся куратором проектов внедрения платформы ПВК в ЮУрГУ и школе №67.

 

Подробности реализации проекта внедрения платформы ПВК в школе №67 г. Челябинска

 

Специалисты группы компаний РСК реализовали инновационную образовательную платформу ПВК на базе технологии облачных вычислений и программного обеспечения с открытым кодом, выступив в мае этого года интегратором в проекте ее внедрения в ЮУрГУ, где было начато практическое использование ПВК для обучения и подготовки специалистов инженерно-технических направлений. Сейчас группа компаний РСК, при активной поддержке ЮУрГУ, реализует пилотный проект внедрения образовательной платформы ПВК на базе ПО с открытым кодом в средней школе №67 г. Челябинска.

«Наши специалисты реализовали на практике образовательную платформу на базе облачных вычислений и программного обеспечения с открытым кодом, опираясь на те требования и задачи, которые существуют и решаются в современном российском вузе на примере такого крупного университета как ЮУрГУ, обладающего одним из самых мощных в стране суперкомпьютерных центров. Включившись в новый проект в школе №67 г. Челябинска, мы расширили область применения платформы ПВК на базе свободно распространяемого ПО для использования в системе среднего общего образования, предоставив возможность школам создавать и развивать у себя инновационный и максимально эффективный учебный процесс», — отметил Алексей Шмелев, исполнительный директор группы компаний РСК.

Корпорация Intel, сыгравшая роль инициатора внедрения технологии облачных вычислений в образование, в рамках данного проекта передала школе №67 тридцать три персональных мобильных компьютера школьника (Classmate PC) на базе процессоров Intel® Atom™.

«Инновационный проект применения технологий облачных вычислений в средней школе для решения задач обучения, устранения цифрового неравенства, повышения качества преподавания предметов является социально значимым и очень перспективным. Корпорация Intel активно сотрудничает со многими учреждениями системы среднего общего образования в России и СНГ, способствуя повышению уровня обучения и выступая инициаторам многих инноваций для расширения возможностей использования компьютерной техники в школах, в рамках модели обучения «1 ученик : 1 компьютер». В данном случае мы видим огромный потенциал этого проекта и делаем свой вклад в его развитие, передав школе тридцать три специальных мобильных компьютера Classmate PC. Эти устройства, специально разработанные для школьников, позволят очень быстро реализовать пилотный проект и послужат основой для его дальнейшего развития. Мы надеемся, что данная инициатива и полученный опыт будут полезны Челябинской области в целом и будут учтены в планах развития образовательных проектов, ориентированных на ближайшее будущее», подчеркнул Николай Местер, директор по развитию корпоративных проектов корпорации Intel в России и странах СНГ.

 

Что такое облачные вычисления?

«Облачные» вычисления (англ. cloud computing) — это технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. Обработка данных в «облаках» — это парадигма, согласно которой программы и данные постоянно хранятся в удаленных от пользователя центрах обработки данных (ЦОД), состоящих из мощных серверов и суперкомпьютерных комплексов. Доступ к вычислительному сервису осуществляется прозрачно для пользователя с помощью сети Интернет и клиентского устройства, например, персонального компьютера, ноутбука, планшетного компьютера, смартфона и так далее.

 

Что такое персональный виртуальный компьютер?

«Персональный виртуальный компьютер» (ПВК) — это единая точка доступа к сервисам, составляющим инновационное образовательное пространство учебного заведения, формируемое на базе технологии облачных вычислений.

Для каждого учащегося создается отдельный персональный виртуальный компьютер с индивидуальным профилем, который постепенно наполняется необходимыми ему учебными облачными сервисами по мере освоения им образовательной программы. После окончания учебного заведения выпускник может продолжать использовать ПВК в рамках виртуального сообщества выпускников.

Для запуска ПВК учащиеся используют ноутбуки или нетбуки, поддерживающие беспроводное подключение по стандарту Wi-Fi.

Наполнение электронного образовательного пространства учебного заведения осуществляется преподавателями и методистами, каждый из которых имеет собственный ПВК. Они создают новые образовательные сервисы на базе облачных технологий, включающие в себя электронные учебные комплексы, конспекты и видеозаписи лекций, методические указания к лабораторным работам и др.

 

Какие преимущества дает использование в образовании платформы «Персональный виртуальный компьютер» на базе облачных вычислений?

Внедрение такого современного инновационного подхода в процесс обучения в высшей и средней школе обеспечивает:

-      эффективное использование учебных площадей (отпадает необходимость выделять отдельные и специально оборудованные помещения под традиционные компьютерные классы);

-      кардинальное сокращение затрат, необходимых на создание и поддержание компьютерных классов;

-      качественно иной уровень получения современных знаний — учащиеся получают возможность находиться в процессе обучения в любое время и в любом месте, где есть Интернет;

-      более эффективный интерактивный обучающий процесс;

-      возможность быстро создавать, адаптировать и тиражировать образовательные сервисы в ходе учебного процесса;

-      возможность для учащихся осуществлять обратную связь с преподавателем путем оценки и комментирования предлагаемых им образовательных сервисов;

-      гарантия лицензионной чистоты используемого в процессе обучения ПО;

-      сокращение затрат на лицензионное ПО путем создания функционально эквивалентных образовательных сервисов на базе ПО с открытым кодом;

-      минимизацию количества необходимых лицензий за счет их централизованного использования;

-      централизованное администрирование программных и информационных ресурсов, используемых в учебном процессе;

-      максимально эффективное использование имеющихся в регионе кластерных вычислительных систем.